планетарий | проекты 21 века | новости | словарь (2348 bytes)
Электронный планетарий (2591 bytes)
 

Оглавление Электронного Планетария (1423 bytes)

Светящийся след падающего метеора (8824 bytes)

 

 

 

 

Наблюдения метеоров

 

Метеоры, или "падающие звезды" - это световые явления в атмосфере Земли, вызываемые вторжением небольших твердых частиц со скоростью от 15 до 80 км/сек.
Масса таких частиц обычно не превышает нескольких граммов, а чаще составляет доли грамма. Нагреваясь от трения о воздух, такие частицы раскаляются, дробятся и распыляются на высоте 50-120 км. Все явление длится от долей до 3-5 секунд.

Яркость и цвет метеора зависят от массы метеорной частицы и от величины скорости относительно Земли. "Встречные" метеоры загораются на большей высоте, они ярче и белее; "догоняющие" метеоры всегда слабее и желтее.

В тех редких случаях, когда частица достаточно велика, наблюдается болид - ярко светящийся шар с длинным следом, днем - темным, ночью - светящимся. Появление часто сопровождается звуковыми явлениями (шум, свист, грохот) и выпадением метеорного тела на Землю.

В настоящее время могут наблюдаться явления связанные с вхождением и сгоранием в атмосфере тел земного происхождения - спутников, ракет и их различных деталей.
При меньшей скорости входа в плотные слои атмосферы (не более 8 км/сек) свечение происходит на меньшей высоте, более продолжительное время и при больших размерах и сложной структуре тела сопровождается распадом на отдельные части. Возникающие при этом световые эффекты весьма разнообразны, и при отсутствии возможности оценить реальные размеры и удаление, а, значит, скорость и направление перемещения предмета, у неподготовленного наблюдателя могут вызвать различные описания и толкования.

Большинство же реально наблюдаемых необыкновенных световых явлений в атмосфере после внимательного анализа объясняются именно деятельностью связанной с космическими запусками. Для квалифицированного описания наблюдаемого явления следует запомнить основные пункты, на которые следует обратить внимание, чтобы составить "словесный портрет" происходящего. Все оценки надо делать словами произнесенными вслух. Слова, высказанные в краткий миг происходящего лучше запоминаются и впоследствии меньше возникает сомнений в оценке и реальности существования того или иного факта.

Задачи:

1. Сразу же после наблюдения явления записать, по возможности, как можно точнее время и дату события.

2. Оценить положение и направление полета метеора либо относительно земных предметов, либо по ярким, хорошо известным звездам, или, хотя бы, по частям созвездий.

3. Оценить угловую длину пути метеора в радиусах лунного диска, с помощью сжатых или раскрытых пальцев ладони на расстоянии вытянутой руки.

4. Оценить угловую скорость полета: медленная, средняя, быстрая, очень быстрая.

5. Оценить в секундах продолжительность полета. Для получения опыта таких оценок полезно потренироваться с секундомером.

6. Заметить относительно ближайших ярких звезд яркость метеора и "привязать" его к звездам. Например, ярче такой-то звезды, но слабее Венеры. Всегда отмечается максимум яркости метеора.

7. По условной шкале назвать цвет метеора: белый, желтоватый, чисто желтый, красновато-желтый, оранжевый, красный.

8. Запомнить положение максимума яркости на траектории, мысленно разделив ее на 5 частей (например: на расстоянии 2/5 от конца траектории). Отметить наличие вспышек на траектории, впечатление от объекта: очень плотный звездообразный, рыхлый и тусклый, заметен или нет диаметр.

9. Если после полета метеора остался след, то отметить по часам время его видимости, плотность, скорость дрейфа в атмосфере. Сразу же после наблюдения записать все наблюжения. Полезно также сделать рисунок с нанесением земных ориентиров, изображения траектории полета метеора и ее характерных особенностей. По нескольким квалифицированным сообщениям можно установить причину события, разыгравшегося на глазах наблюдателя. Особенно ценно, если явление сопровождалось звуковыми явлениями (шипением, свистом, вплоть до удара о землю). В этом случае обязательно постарайтесь сообщить о происшедшем специалисту.

 

ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ В ШКОЛЬНЫЙ ТЕЛЕСКОП :

Наблюдения видимых движений небесных объектов
Движение планет
Наблюдения Луны
Наблюдение метеоров
Список рекомендуемой литературы
Приложение

ОГЛАВЛЕНИЕ Электронного Планетария